Новая база данных научных журналов России — Russian Science Citation Index — интегрирована с платформой Web of Science
Конец уходящего 2015 года ознаменовался важным событием для отечественной науки: 17 декабря подразделение по научным исследованиям и интеллектуальной собственности компании Thomson Reuters, и научная электронная библиотека eLibrary.ru объявили о размещении базы данных лучших научных журналов России – Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science (WoS). RSCI является отдельной базой данных, не входящей в основное ядро базы Web of Science Core Collection, однако она полностью интегрирована с поисковой платформой WoS.
В базу RSCI вошло 652 российских журнала, тщательно отобранных из коллекции Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Интеграция ядра коллекции РИНЦ с платформой WoS, имеющей общемировую известность, значительно увеличит доступность российских журналов на международной научной арене. Отныне десятки миллионов пользователей WoS из разных уголков планеты получат прямой доступ к RSCI, а российские исследования будут отображаться наравне с исследованиями из других стран. По сравнению с набором российских журналов, уже включённых в WoS Core Collection, в базе RSCI полнее представлены публикации в области инженерных, медицинских, сельскохозяйственных, гуманитарных и общественных наук.
Олег Уткин, руководитель подразделения Thomson Reuters IP & Science в России, заявил на пресс-конференции: «Для нас большая честь разместить базу данных лучших российских научных журналов Russian Science Citation Index на платформе Web of Science и ознакомить международное ученое сообщество с результатами российских исследователей».
Как рассказал Павел Касьянов, эксперт по наукометрии Thomson Reuters в России, к настоящему времени даже англоязычные публикации в российских научных журналах, индексируемых в РИНЦ, цитируются мало, что, по-видимому, связано с малой доступностью веб-сервиса eLibrary.ru для мирового научного сообщества. Перевод, по крайней мере, названий, ключевых слов и аннотаций научных статей на английский язык и их размещение в базе данных, интегрированной с WoS, позволит преодолеть данный барьер. Кроме того, новая база данных значительно облегчит поиск научной информации и для самих российских учёных. В декабре 2015 года будет предоставлен бесплатный тестовый доступ к базе RSCI на платформе WoS. Возможно, льготный период будет продлён на январь 2016 года. Ведутся переговоры на уровне Министерства образования и науки РФ о предоставлении доступа к новой базе данных всем научным организациям России.
Второй важнейшей функцией созданной базы данных RSCI является повышение качества российских научных изданий и их приведение к уровню международных стандартов. Согласно статистическим данным, приведённым Геннадием Ерёменко (руководителем Научной электронной библиотеки eLibrary.ru), в России сейчас насчитывается около 400 тысяч учёных (научных работников, имеющих не менее одной публикации за последние 5 лет). В базу данных РИНЦ к настоящему моменту внесено 8,7 млн публикаций и более 5000 российских журналов; этот список постоянно пополняется. За 2015 год вышло порядка 800 тысяч публикаций, индексируемых РИНЦ. В то же время, РИНЦ не производит какого-либо качественного отбора индексируемых работ. Поэтому ключевым этапом создания базы данных RSCI стал отбор лучших журналов по всему спектру научных направлений.
Оценка и тщательный отбор российских научных журналов производились Рабочей группой по результатам многоуровневой экспертизы. Члены Рабочей группы возглавили соответствующие тематические (по предметной рубрикации Web of Science) экспертные советы. В её состав вошли:
-
А. И. Григорьев (председатель рабочей группы), вице-президент Российской академии наук, председатель Научно-издательского совета РАН, научный руководитель научно-исследовательского центра Института медико-биологических проблем Российской академии наук (биологические и другие естественные науки — междисциплинарные журналы)
-
А. А. Баранов, директор Научного центра здоровья детей (медицинские и медико-санитарные науки)
-
Л. М. Гохберг, первый проректор НИУ «Высшая школа экономики», директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (Social Sciences и Humanities – общественные и гуманитарные науки)
-
Г. О. Еременко, генеральный директор Национальной электронной библиотеки (НЭБ) (консультативный совет по библиометрии)
-
Е. Н. Каблов, Президент Ассоциации государственных научных центров, генеральный директор ФГУП ГНЦ «Всероссийский институт авиационных материалов» (инженерно-технические науки)
-
В. В. Козлов, вице-президент Российской академии наук, директор Математического института им. В. А. Стеклова Российской академии наук (математические, компьютерные и информационные науки)
-
Ю. Ф. Лачуга, академик-секретарь Отделения сельскохозяйственных наук Российской академии наук (сельскохозяйственные науки)
-
Н. В. Соболев, старший научный сотрудник Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева РАН (геологические науки)
-
А. Р. Хохлов, проректор МГУ им. М.В.Ломоносова (Physical sciences – физические науки и Chemical sciences – химические науки)
-
А. Я. Назаренко, НИСО РАН, ученый секретарь рабочей группы.
Руководители тематических направлений сформировали экспертные советы, привлекая к экспертизе ведущих ученых, представителей различных научных организаций (профильных отделений и научных центров РАН, федеральных и исследовательских университетов, государственных научных центров и др.). Стоит особо отметить, что в экспертные советы вошли не только столичные специалисты, но и представители регионов, например, учёные из Санкт-Петербурга, УрО РАН, СО РАН, ДВО РАН и т.д.
В качестве первичной информации был использован список журналов, индексируемых РИНЦ, и их библиометрические показатели (более 30 показателей, представленных в электронной библиотеке eLibrary.ru). Затем издания независимо оценивались на заседаниях экспертных советов и Рабочей группы, а также методом общественной экспертизы журналов ведущими российскими учеными.
Общественная экспертиза стала значительным нововведением в системе оценки журналов, индексируемых сервисами Thomson Reuters (например, журналы, входящие в Web of Science Core Collection оцениваются лишь экспертным советом, находящимся в Филадельфии, США). При проведении общественной экспертизы по каждому научному направлению были отобраны 10% ученых, имеющих самые высокие библиометрические показатели. Каждый эксперт оценивал журналы в компетенции своего направления, распределяя научные издания по четырем соответствующим уровням качества. Всего было представлено 12800 экспертных анкет и 240000 оценок журналов, а также составлено 2800 комментариев экспертов с аргументацией оценки или уточнением тематической рубрики журнала. Интересным результатом проведённой работы стала идентичность оценок, полученных журналами от Рабочей группы и в ходе общественной экспертизы. Однако при принятии окончательного решения о включении (или исключении) журнала в базу RSCI приоритет отдавался мнению Рабочей группы.
В начале работы над созданием базы RSCI планировалось отобрать 1000 лучших российских научных журналов. Однако в ходе экспертизы рабочая группа сочла возможным включить в базу лишь 652 журнала. Полностью электронные издания отбирались наравне с традиционными «бумажными». При отборе журналов не было предусмотрено каких-либо квот для различных научных направлений. Было отобрано много изданий, публикующих работы на русском языке (в частности, по русскому культуроведению, где публикация на иностранных языках нецелесообразна). В то же время, коллекция журналов RSCI отличается от РИНЦ в сторону уменьшения доли мультидисциплинарных изданий и журналов по гуманитарным и общественным наукам. Также стоит отметить, что не все российские журналы, входящие в Web of Science Core Collection и Scopus, попали в базу RSCI.
Академик РАН Анатолий Иванович Григорьев неоднократно упоминал, что работа экспертов будет продолжена в тесном сотрудничестве с Thomson Reuters и Министерством образования и науки РФ. В ходе пресс-конференции неоднократно упоминалась необходимость постоянной актуализации списка журналов, входящих в базу данных RSCI (как минимум, раз в год). Разрабатываются рекомендации для журналов, желающих попасть как в базу RSCI так и в Web of Science Core Collection. Отслеживаются новые журналы, появляющиеся в России: при сохранении высокого уровня таких журналов в течение 1-2 лет, они будут включены в базу RSCI. Также предусмотрена возможность исключения журналов из RSCI в случае падения их качества.
Леонид Гохберг, первый проректор НИУ «Высшая школа экономики», подробнее рассказал о негативных факторах, препятствующих попаданию журнала в базу данных RSCI. Среди них, отсутствие рецензии публикуемых работ, платная публикация работ в обход экспертной оценки, отсутствие адекватных списков цитируемой литературы в статьях, пониженные требования редколлегии журнала к работам молодых исследователей, а также использование различных механизмов «накрутки» библиометрических показателей. Отдельно было упомянуто, что аналитические и сугубо практические публикации (особенно в области социальных и гуманитарных наук) не могут считаться научными, а соответствующие издания не будут вноситься в базу данных RSCI.
Академик РАН Алексей Ремович Хохлов отдельно поднял вопрос о корректности списка журналов Высшей аттестационной комиссии (ВАК), содержащего более 2000 изданий, в свете результатов экспертной оценки российских научных журналов. Участники пресс-конференции активно поддержали необходимость пересмотра списка изданий, публикации в которых засчитываются при защите кандидатских и докторских диссертаций. Леонид Гохберг заявил о необходимости дать базе RSCI официальный правовой статус и руководствоваться ею при оценке эффективности научных работников, преподавателей, рассмотрении заявок на научные гранты и т.д. Особая ценность списка журналов RSCI заключается в том, что он формируется не законодательно «сверху», а «растёт снизу» на основании мнения научного сообщества.
В заключение члены Рабочей группы выразили надежду, что создание новой базы данных научных журналов России и её интеграция с платформой Web of Science (Thomson Reuters) будет способствовать адекватной оценке труда российских учёных в государственных органах и в обществе, а также будет способствовать налаживанию международных связей России не только в науке, но и в других областях.